Расположение
Мы в соцсетях

Лекции по истории родного края

1. Лекция «Продотряды на территории Верхнеахтубинской волости в годы Гражданской войны».
Более 100 лет назад в Советской России были учреждены рабочие продотряды. Хотя они по большей части решили поставленные задачи, их деятельность, по мнению экспертов, спровоцировала кровавые восстания в разных частях страны. Впрочем, сама по себе политика продразвёрстки не была изобретением большевиков. Она применялась и в царской России, а в годы Гражданской войны — противниками Советов. Как действовали продотряды на территории Верхнеахтубинской волости, расскажет лектор.

 
2. Лекция «Установление советской власти в с. Верхняя Ахтуба и окрестностях в период с 1917 по 1922 гг.».
Лектор расскажет о событиях Гражданской войны в населённых пунктах Царевского (Ленинского) уезда. 29 октября вышло воззвание Царицынского комитета РСДРП(б) к  крестьянам Царицынского и соседнего Царевского уездов, в котором сообщалось об этом свержении. Жители заволжских сёл Царевского уезда, входившего в то время в Астраханскую губернию,  большинство новостей узнавали благодаря почтово-телеграфной службе. Было такое отделение и в Верхней Ахтубе. Слушатели узнают, что такое массовый голод во время Гражданской войны в России, и какие последствия голода известны Поволжье (1921-1922).   Узнают о борьбе с религиозными верованиями местных жителей.

 
3. Лекция «Рельсы над Волгой» Сооружение и эксплуатация железнодорожных мостов и переправ в нижнем течении Волги (конец XIX –первая половина XX в.).
Связующим звеном и становым хребтом для огромного пространства России вот уже более полутора столетия являются железные дороги. Серьезной проблемой для строителей стальных магистралей всегда были и есть мощные реки, пересекающие российскую территорию. Крупнейшей водной артерией Европейской России является река Волга. Возведение мостов через Волгу вот уже более века – труднейшая инженерная задача. В силу ряда обстоятельств экономического и организационного характера в нижнем течении Волги на протяжении первой половины XX в. действовали не капитальные железнодорожные мосты, а паромные самоходные железнодорожные переправы. В зимнее время навигация могла поддерживаться при помощи паровых ледоколов. Рассматривается история эксплуатации одной из первых в России паромных железнодорожных переправ и процесс строительства капитальных мостов через нижнее течение р. Волга на Рязано-Уральской (ныне Приволжской) железной дороге в районе городов Саратов, Сталинград (Волгоград) и Астрахань.