ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВОЛЖСКИЙ МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС"
Расположение
Мы в соцсетях

Лекции по истории родного края

1. Лекция «Продотряды на территории Верхнеахтубинской волости в годы Гражданской войны».
Более 100 лет назад в Советской России были учреждены рабочие продотряды. Хотя они по большей части решили поставленные задачи, их деятельность, по мнению экспертов, спровоцировала кровавые восстания в разных частях страны. Впрочем, сама по себе политика продразвёрстки не была изобретением большевиков. Она применялась и в царской России, а в годы Гражданской войны — противниками Советов. Как действовали продотряды на территории Верхнеахтубинской волости, расскажет лектор.

 
2. Лекция «Установление советской власти в с. Верхняя Ахтуба и окрестностях в период с 1917 по 1922 гг.».
Лектор расскажет о событиях Гражданской войны в населённых пунктах Царевского (Ленинского) уезда. 29 октября вышло воззвание Царицынского комитета РСДРП(б) к  крестьянам Царицынского и соседнего Царевского уездов, в котором сообщалось об этом свержении. Жители заволжских сёл Царевского уезда, входившего в то время в Астраханскую губернию,  большинство новостей узнавали благодаря почтово-телеграфной службе. Было такое отделение и в Верхней Ахтубе. Слушатели узнают, что такое массовый голод во время Гражданской войны в России, и какие последствия голода известны Поволжье (1921-1922).   Узнают о борьбе с религиозными верованиями местных жителей.

 
3. Лекция «Рельсы над Волгой» Сооружение и эксплуатация железнодорожных мостов и переправ в нижнем течении Волги (конец XIX –первая половина XX в.).
Связующим звеном и становым хребтом для огромного пространства России вот уже более полутора столетия являются железные дороги. Серьезной проблемой для строителей стальных магистралей всегда были и есть мощные реки, пересекающие российскую территорию. Крупнейшей водной артерией Европейской России является река Волга. Возведение мостов через Волгу вот уже более века – труднейшая инженерная задача. В силу ряда обстоятельств экономического и организационного характера в нижнем течении Волги на протяжении первой половины XX в. действовали не капитальные железнодорожные мосты, а паромные самоходные железнодорожные переправы. В зимнее время навигация могла поддерживаться при помощи паровых ледоколов. Рассматривается история эксплуатации одной из первых в России паромных железнодорожных переправ и процесс строительства капитальных мостов через нижнее течение р. Волга на Рязано-Уральской (ныне Приволжской) железной дороге в районе городов Саратов, Сталинград (Волгоград) и Астрахань.

 
4. Лекция «Первым делом – самолёты». Авиация в Сталинградской битве.
Лекция посвящена участию военно-воздушных сил в Сталинградской битве. Будут рассматриваются действия главным образом советской авиации, поскольку здесь, на территории будущего города Волжский находилось несколько аэродромов Восьмой воздушной армии. Но и авиация противника — немцев и их союзников — не обойдена вниманием. Ценность материала заключается в том, что действия авиации поданы не в отрыве от «наземных» событий, а в их контексте. Сталинградская битва стала переломным моментом не только в Великой Отечественной войне, но и во всей Второй Мировой. И — как ни парадоксально − это величайшее сражение на Волге всё еще мало изучено, не освобождено от упрощённых штампов и мифов. Для подготовки к лекции были изучены многие рассекреченные документы, чтобы взглянуть на это историческое событие по-новому. Лекция проиллюстрирована фотографиями из государственных архивов и фондов музеев, картами, схемами, а также цветными видами самолетов — участников битвы — обеих противоборствующих сторон.

 
5. Лекция «Двадцать третье августа − драма и подвиг Сталинградцев». 
Лекция рассказывает о наиболее трагических днях Сталинградского сражения, о боевых действиях корпуса народного ополчения города по противодействию германским войскам, прорвавшимся к северным окраинам города, о серии массированных бомбардировок нацистской авиацией, продолжавшихся с 23 по 29 августа 1942 г. Будут освещены вопросы организации эвакуации гражданского населения Сталинграда, вывоза в тыл госпиталей и ценного народнохозяйственного имущества, особое внимание будет уделено попыткам восстановить коммунальную инфраструктуру города за первые две недели сентября, от момента ослабления бомбардировок до начала массированной наземной атаки германских войск. На основе уже рассекреченных документов и мемуаров воссоздаются обстоятельства, определяются масштабы и выявляются причины массовой гибели гражданского населения в Сталинградской битве. Слушатели услышат и увидят уникальные свидетельства самопожертвования бойцов зенитных батарей, ставших на пути германских танков и выстоявших в неравной схватке.

 
6. Лекция «История строительства Сталинградской ГЭС» 
Город Волжский обязан своему появлению началу строительства Сталингрдаской ГЭС, которая строилась с 1951 по 1961 годы и на момент своего введения в строй была самой крупной в мире гидроэлектростанцией в мире. ГЭС является неформальным въездным памятником в город и одной из его визитных карточек, а до недавнего времени была символом мощи социалистического строя. На нашей лекции вы узнаете об этапах строительства Гидроэлектростанции, какие трудности встречали строителей, и как они их преодолевали, о том, какой трудовой подвиг совершили строители, чтобы возвести крупнейшую ГЭС Европы.

 
7. Лекция «Подвиг Милосердия»
«То, что сделано советской военной медициной в годы минувшей войны, по всей справедливости может быт названо подвигом. Для нас ветеранов Великой Отечественной войны, образ военного медика останется олицетворением высокого гуманизма, мужества и самоотверженности», после завершения войны  писал Маршал Советского Союза И.Х Баграмян.
Цель лекции рассмотреть и проанализировать роль медицинских работников в годы Великой Отечественной войны.
Перед медициной в первую очередь стояла задача: «Каждый возвращенный в строй воин – это наша победа. Это победа воинской части, в ряды которой вернулся старый, уже закаленный в сражениях воин». В период Великой Отечественной войны Сталинградская область, имея высокий уровень развития предвоенного здравоохранения, превращается в крупную госпитальную базу в тылу страны и становится местом дислокации 110 эвакогоспиталей, 32 из которых были развернуты в Сталинграде. Борьба за жизнь раненого начиналась сразу на поле боя. Множество ярких примеров героизма и самоотверженности военных медиков в боях донесла до нас история Великой Отечественной войны.

 
8. Лекция «История строительства г. Волжского»
Основной аспект делается на первые годы возведения Волжского, сначала в статусе посёлка, а затем и города. Именно в этот период складывается неповторимый облик так называемой старой части Волжского. Рассматриваются основные архитектурные стили того периода, переход к так называемым хрущёвкам и дальнейшее развитие города в эпоху «развитого социализма» и перестройки.

 
9. Лекция «История села Верхняя Ахтуба с XVIII столетия и до середины XX века» 
Лекция знакомит слушателей с историей заволжских поселений, в первую очередь, села Верхняя Ахтуба, начиная со времени их основания (конец 1750-х гг.) и до возведения на левом берегу посёлка и города Волжского (середина 1950-х гг.)
В обширную тематику лекции входят основные занятия населения, религиозные верования местных жителей, события, происходившие здесь в первые годы советской власти (голод 1920-х и 1930-х гг., нэп, коллективизация), жизнь сельчан во время Великой Отечественной войны, послевоенное время, вплоть до строительства Сталинградской ГЭС.

 
10. Интерактивный музейный урок «Традиции воспитания мальчиков и девочек в казачьей семье»
Музейный урок разработан для детей и подростков и посвящен жизни и укладу традиционной  семьи донских казаков, в частности, обычаям воспитания мальчиков и девочек – как основе нравственности казачьего сословия, специфике казачьего наречия, семейным играм, песням, праздникам, традиционным для культуры среднего и нижнего  Дона.
Отдельно будет рассказано о пословицах и поговорках, особенностях донской казачьей кухни -  ее блюдах, рецептах, способах приготовления; обычаях и негласных законах, касающихся традиционного уклада казачьей семьи, показаны предметы казачьего быта, продемонстрированы навыки и умения девочек — будущих хозяек казачьего куреня, в том числе и на примере игровых самобытных кукол.
В конце программы — веселые игры, шутки, пословицы, загадки.
Мероприятие может проводиться в выездном формате на базе школы или ВУЗа.



 
11. Лекция «Вирус сквернословия»
Волжский историко-краеведческий музей приглашает посетить лекцию на одну из самых актуальных тем нынешнего времени «Вирус сквернословия». Целью лекции является информирование детей и подростком о тяжелом вреде, наносимым сквернословием и отрицательными эмоциями. В программе лекции  не только факты и статистика, но и живая беседа, анкетирование, доступное изложение научных фактов и исследований мировых ученых, интерактивное общение, обучающие материалы. Возможен выездной формат лекции в образовательные учреждения.

 
12. Цикл лекций «Идем за знанием в музей»
Историческое и культурное наследие России — важнейший инструмент в воспитании целостной личности. Значимость духовного наследия как основы жизнеспособности нашего народа и государства особенно возрастает в новую эпоху, когда формируется концепция многополярного мира. Для того чтобы претендовать на достойное место в этом мире, народу необходимо иметь свое лицо, определяемое национальной культурой Курс лекций по историческому, культурному, нравственному наследию города, области, России включает в себя лекции по мировой, отечественной, региональной истории и культуре,  такие как «Космос точно будет наш!» — история советской космической программы,«Цусима» — о крупнейшем сражении Русского Императорского Флота, «О местных «театралах» и «явлении» Ахматовой верхнеахтубинским обывателям», «Зарубежные гости на строительстве Сталинградской ГЭС» и другие.Лекции приурочены к событийному календарю на 2023 год.
Время проведения: каждую субботу и воскресенье, с 11.00

 
13. Цикл лекций «Традиции, обычаи и обряды в праздничной культуре народов России»
Цикл лекций посвящен традициям празднования знаковых церковно-календарных и народных праздников юга России — Заволжья и Дона, а также знаковым семейным обрядовым праздникам, характерным традиционной народной культуре.
В современной действительности народные празднично-календарные традиции — не просто «живая старина» — они представляют органическую составную часть современной праздничной культуры и являются  основой  формирования у подростков образа жизни, жизненного уклада, формирования национального характера и национальной культуры. Помимо вышеперечисленных аспектов, изучение традиций народных праздников и обрядов способствует развитию эмпатии и эмоционального интеллекта у подрастающего поколения, что как нельзя более актуально в современном обществе цифровизации, ускоренного темпа жизни, развития искусственного интеллекта.
Цикл лекций включает следующие темы: «Крещение  Господне»,«Рождество Христов»,  «Масленица широкая», «Праздник весеннего равноденствия. Сороки.», «Пасха  Светлая», «Троицын день», «Три Спаса на Руси», «Покрова Пресвятой Богородицы», «Традиции казачьего сватовства», «Народные игры и забавы», «Свадебные обряды Волги и Дона».  В лекционный час включены интерактивные занятия — игры, викторины, мастер-классы, что способствует лучшему усвоению и закреплению лекционного материала.